Д. Саксонов о дипломном фильме выпускниц Киноколледжа М.Силантьевой и К.Меньщиковой.

Маша Силантьева сказала в начале одну фразу, что это фильм о принятии одиночества и смерти.Увиденное — совершенно взрослый, очень талантливый и настоящий фильм. О том, как в человеке живут одновременно все его возраста: и взрослый, и ребенок, и подросток, и старуха, и мертвец. Как в человеке одномоментно, в реальном и мнимом времени, в альтернативных (параллельно происходящих) историях живет жизнь, и живет смерть во всех ее вариациях.

В каждой новелле — неожиданные находки. Вот девочка молит Бога, чтобы к ней на день рождения пришли друзья, хотя бы половина друзей. И ожидаемо, что никто не придет. Но к ней на день рождения приходит тень. То ли собственная, то ли тень человека, снимающего этот кадр. Вот женщина выбирает способ самоубийства, но вместо ожидаемой черно-белой развязки, на мгновение пробуждается от морока, и что будет дальше — мы не знаем. Вот девушка отталкивает парня, начинающего ласкать ее, уходит, дома бросается одна на кровать. Но вместо плача или самоповреждения, мы видим, как девушку ласкает тень. Ее двойник, ее воображение. Ее бесплотная плоть. Вот женщина в постели с мужчиной, но вместо любовной связи или сцены отторжения, она в той же постели со стариком, с мальчиком, потом с кем-то толстым и неживым.

Главный признак настоящего искусства — когда самое темное переплавляется в свет. В фильме Маши и ее коллег одиночество и смерть проживаются, проигрываются в разных альтернативах, но не врастают в плоть и душу человека. Свидетельство тому — полторы секунды фильма, когда героиня, после нескольких версий самоубийства, очнулась от смерти. Свидетельство тому — живая и дышащая фактура каждого кадра, — все сделано с любовью к живому человеческому лицу, земле, траве, дереву, небу. Свидетельство тому — финал, где женщина кормит грудью старуху. Мне вспомнилась картина моего отца о Холокосте, где женщина держит на руках грудного старичка. И это одновременно про жуткую смерть, и про победу над ней, свидетельство того, что время искривляется, выскальзывая от линейного хода и линейного конца.

Рубрики: Новости