16 октября 2020 года в Киноколледже прошел семинар по роману Тургенева «Отцы и дети».

Идея семинара возникла из желания организовать неспешный разговор педагогов разных предметов по поводу многоконтекстного романа. Дополнительным триггером обсуждения стало знаменитое письмо Белинского Гоголю: «вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько, веков потерянного в грязи и соре, — права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их исполнение. А вместо этого, она представляет собою ужасное зрелище страны, […] где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей!»

С докладами на семинаре выступили: педагог по литературе И.Л.Бражников, педагог по истории Д.И.Суровенков, педагог по естествознанию и математике, методолог В.В.Головняк, педагог по изобразительному искусству М.В.Васина, педагог-режиссер В.Иванов. Получился интересный многопозиционный диалог между педагогами, зрителями которого стали многие студенты и их родители. Важно, что содержание романа удалось встроить в заведомо более широкие, мировоззренческие контексты. Например:

  • Тургенев, создавая образ Базарова, нового героя-разночинца, будущего беспринципного, никого не уважающего, революционера, пытается предупредить о грядущих страшных переменах в стране;
  • Тургенев, впуская в свой роман разночинца, нигилиста и эгоиста Базарова, по-сути, создает образец для подражания будущим революционерам;
  • Тургенев впервые на страницах романа показывает работу настоящего ученого, естествоиспытателя, все усомневающего и проверяющего опытным путем.  И так зарождается конфликт между двумя типами мышления, определившими дальнейшее развитие России: “гуманитарным” мышлением (“объясняющим жизнь” и сберегающим ее основы) и инженерным мышлением, препарирующим и конструирующим эту жизнь, ставящим  эксперименты, в том числе и социальные.
  • Тургенев, описывая героев романа, на полях рисует шаржи, карикатуры. Он иронизирует, смеется и над Базаровым, и над Кирсановым.  И предлагает посмеяться  читателю.
Рубрики: Новости